ВХОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ

"ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ PASCAL"

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PASCAL В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ

Шаталина В.А. (Московская обл., г. Одинцово, учитель информатики в лицее №6 им. А.С.Пушкина, vladnika@mail.ru)

Метод опорных алгоритмов

 

Здравствуйте, меня зовут Виктория и я предлагаю вашему вниманию электронный ресурс, который успешно использую в преподавании программирования на языке Pascal в классах с углубленным изучением информатики. Здесь я использую метод изучения данного раздела информатики по готовым алгоритмам. В отличие от существующего метода опорных задач в качестве опоры берутся не готовые задачи, а определенные алгоритмы с вариативной частью.


Методика изучения программирования на основе метода опорных задач, заключается в том, что учитель с учащимися подробно разбирает опорную задачу, начиная с этапа постановки задачи и заканчивая этапом сопроводительной документации. В отличие от данной методики учитель подробно рассматривает конкретные алгоритмы. Таким образом, данную технологию обучения можно назвать методом опорных алгоритмов.


Данный метод эффективен на том этапе обучения программированию, когда ученики знают структуру программы и понимают, где в ней должен находится опорный алгоритм. Внимание учеников акцентируется на том, что в предлагаемом алгоритме существует, во-первых, обязательная, а во-вторых - изменяемая части. Рассматриваются различные варианты применения данного алгоритма. Благодаря такому разделению алгоритма на вариативную и инвариантные части, ученикам становится проще моделировать решение целой группы задач. В процессе решения множества задач, основанных на использовании одного и того же алгоритма, ученики понимают, что кроме общего подхода в программировании, каждая задача имеет уникальное решение. Кроме того, заинтересовавшись, они предлагают другие пути решения, оптимизируя исходный вариант. Результатом данного способа преподавания является уверенное овладение знаниями обучающимися и практическое их применение.


Данный курс рассчитан на учащихся, уже освоивших основные понятия алгоритмизации и знакомых с азами программирования. Он начинается с повторения или, при необходимости, объяснения нового материала о видах алгоритмических конструкций ветвления и циклов. Затем следует практическое обучение, основанное  на модульном принципе. Можно предложить некоторое количество модулей, содержащих опорные алгоритмы и связанных с цифрами и видами чисел. Например: алгоритм выделения цифр из записи числа и действия с ними, алгоритмы проверки условий для чисел, алгоритм поиска простых и  совершенных чисел, палиндромов и Фибоначчи и действия с ними. Можно использовать и другие виды чисел для демонстрации решения задач известным способом.


up Наверх

Любой из предлагаемых модулей состоит из четырех частей. План модуля включает в себя:

  • постановку его задачи;
  • предлагаемый к использованию алгоритм;
  • задачи с решениями;
  • условия задач для самостоятельного решения.

Одним из первых модулей курса является «Алгоритм выделения цифр из записи числа и действия с ними».

 

Постановка задачи.

В задачи модуля входит разделение чисел на цифры, поиск  количества, суммы, произведения цифр, удаление цифр из записи числа.
Алгоритмом мы называем общую программную часть для задач одного класса. В частности, рассматриваемый алгоритм позволит оперировать цифрами чисел, совершать с ними различные действия, проверять разные условия и т. д. Нижеприведенный пример показан на языке программирования Pascal.

 

Алгоритм.

Используемые переменные: x – число, C – цифра числа, S – сумма цифр, P– произведение цифр, K – количество цифр, n - удаляемая цифра, x1- число с удаленной из его записи цифрой.
Вариативный необязательный блок (может быть дополнен).
P:=1;
S:=0;
K:=0;
Инвариантный блок.
While x < > 0 do
Begin
C := x mod 10; {отделяем последнюю цифру в числе}
x := x div 10; {убираем последнюю цифру из записи числа}
Вариативный блок: действия с цифрами числа (поиск их суммы, произведения, количества, удаление цифр из записи числа и.т.д).
S:=S+C;
P:= P * C;
Inc(K);  
If C = n then x1: = x1 * 10+C;
end;
Далее следует рассмотрение задачи с применением указанного алгоритма.

 

Задача с решением.

Вывести на экран все цифры вводимого с клавиатуры числа.

Program z1;
var x, c: integer; {x - число; с - цифра}
Begin
write ('число='); readln(x);
While x< >0 do
begin
c := x mod 10;
x := x div 10;
writeln(c);
end;
End.

 

Самостоятельное решение задач.

Последним этапом изучения модуля является самостоятельное решение задач. Это может быть задача о нахождении первой цифры числа, или вычисления суммы определенных цифр всех чисел из заданного интервала и подобные задачи.

Данный и другие модули апробированы на практических занятиях в классах с углубленным изучением информатики в Одинцовском лицее №6 им. А.С. Пушкина. Результатом явилось уверенное  усвоение материала и результативное участие в школьных и районных олимпиадах по программированию.

up Наверх

Интернет ресурсы: 

  1. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp - Государственные образовательные стандарты     
  2. http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.files/ito.edu.ru/2006/Samara/I/I-0-9.html - «Метод опорных задач в преподавании программирования» (Фионина Людмила Евгеньевна, Самарский Лицей Информационных технологий (СамЛИТ))
  3. http://gelschool2.narod.ru/petrikev.htm - «Повышение  мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика», Петрикевич Наталья Олеговна,  учитель информатики, г. Геленджик Краснодарского края, МОУ СОШ № 2
  4. http://www.ict.edu.ru/ft/005142//index.html -. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие, Малев В.В - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
  5. http://www.intuit.ru/department/algorithms/staldata/35/ - «Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных», Т.О. Сундукова, Г.В. Ваныкина, Интернет-Университет Информационных Технологий
  6. http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=5535 - Пояснительная записка к учебным пособиям по информатике «Программирование в среде Turbo Pascal», Беркова В.Н.
  7. http://www.metodichka.net/?itemid=71&catid=27 – «Методика преподавания темы «Понятие алгоритма. Программирование» в школьном курсе информатики», Болталина Л.И., МОУ СОШ № 18, п. Теплоозерск, 2005
  8. http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98657009 - Видеоурок для учителей "Методика преподавания программирования в средней и старшей школе" Автор: Максим Семенихин, 2010-01-10.
  9. http://www.mgpu.ru/download.php?id=8111 – «Система смешанного обучения программированию, ориентированная на формирование профессиональной коммуникативной компетентности», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Орлова М. С., Москва, 2009

up Наверх

 


e-mail vladnika@mail.ru

Copyright ©2011 Nika A.S.
Hosted by uCoz