ВХОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ

"ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ PASCAL"

 

ИНСТРУКЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

 

Данный электронный ресурс состоит из теоретически-справочной и практической частей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В разделе "ТЕОРИЯ" находится теоретическая информация о циклах и справочный материал о видах чисел.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Разделы "Алгоритмы" и "Числа" - основная часть данного ЭОР. Она содержит практические блоки для решения задач на определенные виды чисел и на целочисленную арифметику.

Всего алгоритмических блоков 10: два по теме "Целочисленная арифметика" и восемь блоков на разные виды чисел.


Каждый из алгоритмических блоков содержит 3 части:

  • предлагаемый к использованию алгоритм;
  • задачи с решениями и блок-схемами;
  • условия задач для самостоятельного решения.

Методика преподавания каждого блока состоит из 4-х этапов:

  • постановку его задачи;
  • предлагаемый к использованию алгоритм;
  • задачи с решениями;
  • условия задач для самостоятельного решения.

I ЭТАП:

В блоках по теме "Целочисленной арифметики" рассматривается теоретический материал по данной теме, решения разнообразных условий для действий с цифрами чисел и с целыми числами.
В блоках с разными видами чисел на данном этапе дается его определение и выделяется главное условие для проверки принадлежности некоторого числа к этому виду.

II ЭТАП: (страницы с алгоритмами)

На этом этапе дается алгоритм блока с подробными пояснениями. Внимание учеников акцентируется на том, что в предлагаемом алгоритме существует, во-первых, обязательная, а во-вторых - изменяемая части.

III ЭТАП: (страницы задач с решениями и страницы общих задач с данным алгоритмом, блок-схемы)

Здесь рассматриваются подробно 1-2-3 задачи с решениями на языке программирования Pascal и блок-схемы к ним. Следующие задачи используются для практического решения задач данного блока. Для нескольких задач обучающиеся пишут программы по имеющимся блок-схемам. (Существует "версия для печати" удобная для создания раздаточного материала). Для других задач наоборот составляются блок-схемы по имеющимся листингам. По окончании работы обучающиеся проверяют обе группы задач, используя ЭОР.

IV ЭТАП: (страницы задач без решений)

Полностью самостоятельное решение задач обучающимися.



ПРИМЕР

Одним из первых модулей курса является «Алгоритм выделения цифр из записи числа и действия с ними».

 

Постановка задачи.


Используя «алгоритм выделения цифр из записи числа и действия с ними» мы можем решать различные задачи с целыми числами:

  • разделение чисел на цифры
  • поиск  количества, суммы, произведения цифр
  • удаление цифр из записи числа
  • и другие
Алгоритмом задачи мы называем общую программную часть для задач одного класса. В частности, рассматриваемый алгоритм позволит оперировать цифрами чисел, совершать с ними различные действия, проверять разные условия и т. д. Нижеприведенный пример показан на языке программирования Pascal.

Алгоритм.

Используемые переменные: x – число, C – цифра числа, S – сумма цифр, P– произведение цифр, K – количество цифр, n - удаляемая цифра, x1- число с удаленной из его записи цифрой.
Вариативный необязательный блок (может быть дополнен).
P:=1;
S:=0;
K:=0;
Инвариантный блок.
While x < > 0 do
Begin
C := x mod 10; {отделяем последнюю цифру в числе}
x := x div 10; {убираем последнюю цифру из записи числа}
Вариативный блок: действия с цифрами числа (поиск их суммы, произведения, количества, удаление цифр из записи числа и.т.д).
S:=S+C;
P:= P * C;
Inc(K);  
If C = n then x1: = x1 * 10+C;
end;
Далее следует рассмотрение задачи с применением указанного алгоритма.

 

Задача с решением.


Вывести на экран все цифры вводимого с клавиатуры числа.

Program z1;
var x, c: integer; {x - число; с - цифра}
Begin
write ('число='); readln(x);
While x< >0 do
begin
c := x mod 10;
x := x div 10;
writeln(c);
end;
End.

 

Самостоятельное решение задач.


Последним этапом изучения модуля является самостоятельное решение задач. Это может быть задача о нахождении первой цифры числа, или вычисления суммы определенных цифр всех чисел из заданного интервала и подобные задачи.

 

 

 


e-mail vladnika@mail.ru

Copyright ©2011 Nika A.S.
Hosted by uCoz