Данный электронный ресурс состоит из теоретически-справочной и практической частей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
В разделе "ТЕОРИЯ" находится теоретическая информация о циклах и справочный материал о видах чисел.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Разделы "Алгоритмы" и "Числа" - основная часть данного ЭОР. Она содержит практические блоки для решения задач на определенные виды чисел и на целочисленную арифметику.
Всего алгоритмических блоков 10: два по теме "Целочисленная арифметика" и восемь блоков на разные виды чисел.
Каждый из алгоритмических блоков содержит 3 части:
- предлагаемый к использованию алгоритм;
- задачи с решениями и блок-схемами;
- условия задач для самостоятельного решения.
Методика преподавания каждого блока состоит из 4-х этапов:
- постановку его задачи;
- предлагаемый к использованию алгоритм;
- задачи с решениями;
- условия задач для самостоятельного решения.
I ЭТАП:
В блоках по теме "Целочисленной арифметики" рассматривается теоретический материал по данной теме, решения разнообразных условий для действий с цифрами чисел и с целыми числами.
В блоках с разными видами чисел на данном этапе дается его определение и выделяется главное условие для проверки принадлежности некоторого числа к этому виду.
II ЭТАП: (страницы с алгоритмами)
На этом этапе дается алгоритм блока с подробными пояснениями. Внимание учеников акцентируется на том, что в предлагаемом алгоритме существует, во-первых, обязательная, а во-вторых - изменяемая части.
III ЭТАП: (страницы задач с решениями и страницы общих задач с данным алгоритмом, блок-схемы)
Здесь рассматриваются подробно 1-2-3 задачи с решениями на языке программирования Pascal и блок-схемы к ним. Следующие задачи используются для практического решения задач данного блока. Для нескольких задач обучающиеся пишут программы по имеющимся блок-схемам. (Существует "версия для печати" удобная для создания раздаточного материала). Для других задач наоборот составляются блок-схемы по имеющимся листингам. По окончании работы обучающиеся проверяют обе группы задач, используя ЭОР.
IV ЭТАП: (страницы задач без решений)
Полностью самостоятельное решение задач обучающимися.
ПРИМЕР
Одним из первых модулей курса является «Алгоритм выделения цифр из записи числа и действия с ними».
Постановка задачи.
Используя «алгоритм выделения цифр из записи числа и действия с ними» мы можем решать различные задачи с целыми числами:
- разделение чисел на цифры
- поиск количества, суммы, произведения цифр
- удаление цифр из записи числа
- и другие
Алгоритмом задачи мы называем общую программную часть для задач одного класса. В частности, рассматриваемый алгоритм позволит оперировать цифрами чисел, совершать с ними различные действия, проверять разные условия и т. д. Нижеприведенный пример показан на языке программирования Pascal.
Алгоритм.
Используемые переменные: x – число, C – цифра числа, S – сумма цифр, P– произведение цифр, K – количество цифр, n - удаляемая цифра, x1- число с удаленной из его записи цифрой.
Вариативный необязательный блок (может быть дополнен).
P:=1;
S:=0;
K:=0;
Инвариантный блок.
While x < > 0 do
Begin
C := x mod 10; {отделяем последнюю цифру в числе}
x := x div 10; {убираем последнюю цифру из записи числа}
Вариативный блок: действия с цифрами числа (поиск их суммы, произведения, количества, удаление цифр из записи числа и.т.д).
S:=S+C;
P:= P * C;
Inc(K);
If C = n then x1: = x1 * 10+C;
end;
Далее следует рассмотрение задачи с применением указанного алгоритма.
Задача с решением.
Вывести на экран все цифры вводимого с клавиатуры числа.
Program z1;
var x, c: integer; {x - число; с - цифра}
Begin
write ('число='); readln(x);
While x< >0 do
begin
c := x mod 10;
x := x div 10;
writeln(c);
end;
End.
Самостоятельное решение задач.
Последним этапом изучения модуля является самостоятельное решение задач. Это может быть задача о нахождении первой цифры числа, или вычисления суммы определенных цифр всех чисел из заданного интервала и подобные задачи.
|